Абдрахманова Роза Ишмурзаевна, воспитатель
Мастер-класс по теме «Исследовательская деятельность дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»Мастер-класс по теме «Исследовательская деятельность дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО» Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: · познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности; · обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме; · повысить уровень мастерства педагогов; · создание положительного эмоционального климата у педагогов. Методы и приемы: репродуктивный, практический. Оборудование: краски, пищевая сода, лимонная кислота, посуда для проведения опытов, бумажные цветы, воздушные шары. Ход мастер-класса 1 часть В жизни каждого ребенка наступает пора, когда он начинает задавать взрослым бесконечные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Как?». Случаются ситуации, когда и родители, и педагоги теряются, не зная, что ответить. Ведь вопросы «почемучек» становятся все более сложными и разнообразными. . Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям взаимосвязях. Задача педагогов – не пресекать исследовательскую активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о, осознают ценность природы, начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность. Весь мыслительный процесс в познавательно-исследовательской деятельности происходит по схеме: · Выдвижение гипотезы; · Обоснование гипотезы · Проверка гипотезы. В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Методы обучения по степени активности познавательной деятельности дошкольников зависят от конкретной деятельности педагога и детей и бывают: · Объяснительно-иллюстративными; · Исследовательскими (эвристическими); · Репродуктивными. Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо: • Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора) • Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного); • Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности). 2 практическая часть Хочу сегодня пригласить вас в сказку. А в какую сказку – вы отгадайте сами: Вы знаете девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг – только грязь и зола. А звали красавицу Золушка. Правильно, это сказка Ш.Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились в королевский бал, оставив Золушку дома. И чтобы она не сидела без работы, приготовили ей много заданий. Опыт 1 Мачеха приказала Золушке постирать белье. Но сестры налили в воду чернил. И вода теперь грязная. Сможем ли мы помочь Золушке? Какой предмет на столе поможет нам? (активированный уголь). Проведение опыта: в стакан с окрашенной водой бросить таблетку активированного угля. -Что случается с водой? (она становится светлее). -Куда исчезла краска? (оказалась на дне стакана). Вывод: уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя. Опыт 2 На обед мачеха приказала Золушке приготовить вкусный омлет. Но снова сестры сделать перемешали соль и перец. Теперь их нужно отделить друг от друга. Каким образом это? (мнения педагогов). Нужно воздушный шар натереть шерстяным материалом(об волосы) и поднести его к смеси соли и перца. Перец начинает притягиваться к нему. -Почему это происходит? Вывод: перчинки приобретают положительный заряд и притягиваются к отрицательному заряду шарика. А соль не притягивается, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Еще это явление называют статическим током. Опыт 3 Золушка услышала громкие звуки и поняла, что был королевский салют. Ей очень хотелось увидеть салют. Но дворец был далеко и она могла слышать только его выстрелы. И тогда она решила устроить для себя маленький разноцветный салют. В стакан цветной воды добавляем соду, а затем добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют. Вывод: когда сода смешивается с лимонной кислотой, происходит химическая реакция – появляются пузырьки. Опыт 4 Золушка справилась со всей работой, но тут она заметила, что ее любимые цветы засохли. Их надо срочно спасать. У вас на столах бумажные цветы розового и синего цветов (лепестки закручены во внутрь цветка). Если вам понравился мастер-класс и вы взяли для себя что-нибудь полезное, то опустите в воду розовый цветок. А если вам что осталось не понятным, то опустите синий цветок. Цветы выкладываются в тарелку с водой. Давайте посмотрим, что же случилось с цветами. Лепестки начинают раскрываться. Почему?( мнения педагогов). Вывод: бумага вбирает себя воду и расширяется, поэтому лепестки «расширяются». Мы помогли Золушке, сделать все дела, указанные мачехой. Вывод: опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, создает творческую личность. Спасибо за внимание! 3 февраля 2019 в 13:57
Прикреплённые файлы:Документ: Мастер-класс по теме «Исследовательская деятельность дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО» Описание файла:Файл называется: prezentacija-na-15-04_3ipj3.pptx Это официальный файл организации «Абдрахманова Роза Ишмурзаевна, воспитатель», в нём содержится Мастер-класс по теме «Исследовательская деятельность дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО». Размер файла: 0,76 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.