Абдрахманова Роза Ишмурзаевна, воспитатель

КОПИЛКА ИГР- ЭКСПЕРИМЕНТОВ В средней группе по направлению «Ознакомление с окружающим миром» с использованием исследовательской деятельности

КОПИЛКА ИГР- ЭКСПЕРИМЕНТОВ

 

 В средней группе

по направлению «Ознакомление с окружающим миром» с использованием исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 Абдрахманова Р.И.

Воспитатель МБДОУ

 «Владимировский

детский сад»

 

 

 

 

Аннотация 

 

Подборка игр – экспериментов предназначена для  работы с детьми второй младшей группы детского сада, но может применяться и в работе со средней группой.

В копилке игр предлагаются несложные, близкие по своему содержанию опыту  дошкольников задания: все они носят ярко выраженный экспериментальный характер, позволяют ребенку экспериментировать, развивать познавательную инициативу.

Предлагаемые игры можно проводить с детьми в детском саду и дома под руководством взрослого.

 

 

Экспериментирование с песком

 

 

«Золотой песок»

 

 

Игра проводится во время прогулки.

Цель: познакомить со свойствами сухого и мокрого песка.

Оборудование: песок, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки.

Ход игры

 

Сказочный медведь  пришел в детский сад. Дети называют сказки, в которых есть медведь. Медведь говорит, что его отправила Маша  к бабушке и дедушке, отнести пирожки. А он потерял пирожки и просит о помощи.

Дети предлагают варианты решения проблемы.

Воспитатель предлагает слепить пирожки из песка.

Выясняем, что песок состоит из песчинок; что песок сыпучий; что из сыпучего песка пирожки не вылепишь.

-что же делать, чтобы песок не был сыпучий?(надо добавить воды)

Воспитатель добавляет воду в песок. Дети начинают лепить пирожки из мокрого песка с помощью формочек.

Делаем вывод: лепит фигурки можно только из мокрого песка.

Медведь благодарит детей и прощается.

«Песок. Что мы знаем о песке»

 

Игра проводится во время прогулки.

  Цель: обобщить знания детей о свойствах песка.

Оборудование: песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой

Ход игры

Уточнение правил безопасности во время игры:

-не брать песок в рот;

-не обсыпаться песком;

-не тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: насыпьте в ваши формочки песок. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, теплый, сыпется). Вывод. Правильно, песок сухой, теплый, он сыпучий. Дети проговаривают вместе с воспитателем: сухой, тёплый, сыпучий.

Воспитатель наливает воду в песок.

- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый.) Теплый или холодный? (Холодный).

Вывод: если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

После эксперимента дети из мокрого песка делают куличики.

 

Экспериментирование с водой

 

«Живая вода»

Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.

Оборудование: детская лейка.

Ход игры

 

Подходим к клумбе с цветами и беседуем с детьми о цветах:

- а у вас дома растут цветы?

- а кто их посадил?

- кто из вас видел как ухаживают за цветами ваши мамы и сестры?

Воспитатель рассказывает детям о том, что цветы будут хорошо расти, если их поливать водой. Дети поливают воду и обращаем внимание, что земля стала мокрой.

Воспитатель рассказывает о том, что растения пьют воду с помощью корней. Они спрятались в земле. А вода из лейки похожа на дождик.

Вывод: цветам и другим растениям нужна вода для роста.

 

«Сквозь сито»

 

 

Цель: объяснить, почему вода утекает.  В  игре ребенок познает назначение предметов и свойства воды

Оборудование: два небольших тазика, деревянные кубики маленького размера, стаканы, ситечко с ручкой, салфетка.

Ход игры

 

Воспитатель предлагает детям поиграть с водой. Подходим к тазику с водой и видим, что там плавают кубики. Предлагаем детям достать их с помощью ситечка и переложить в сухой тазик. Дети выполняют просьбу.

-Молодцы! Вы справились с заданием.

 Затем просим детей наполнить водой стаканчики с помощью ситечка.

-Почему мы не можем наполнить водой стакан? (из ситечка вода утекает)

-Почему вода утекает? (она жидкая)

Воспитатель обобщает полученные знания: что вода жидкая, что ситечко используют, когда надо, чтобы вода утекла.

«Вода бывает холодная и теплая»

 

 

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает горячая и холодная .

Оборудование: вода холодная и горячая, две емкости.

Ход игры

 

Воспитатель рассказывает короткий рассказ о мальчике, у которого были две баночки с водой.

(Рассказ сопровождается наглядной демонстрацией).

Баночки с водой были одинаковые, но мальчик мог взять в руки только одну баночку. Почему?

После того, как дети высказывают свое мнение, воспитатель предлагает дотронуться до баночек с водой и сравнить их.

И приходим к выводу, что вода может быть горячей и холодной.

 

 

«Вода – прозрачная»

 

Цель: познакомить со свойством воды – прозрачностью.

Оборудование: два стакана, вода, молоко, камешки.

Ход игры

 

1.Уточнение правил безопасности.

2.Выполнение эксперимента

 

Воспитатель в оба стакана (с водой и молоком) опускает камушки. Дети наблюдают, что в стакане с молоком камня не видно. А в чистой прозрачной воде камешек виден.

Почему в молоке не видно камешка? Дети  высказывают свое мнение.

Воспитатель предлагает повторить: «Вода - прозрачная. А молоко – непрозрачное».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Моет трубочиста»

 

Цель: Познакомить со свойствами мыла, обучать элементарным способам исследовательской деятельности; закреплять навыки самообслуживания.

Оборудование:  фартуки, мыло, салфетки, тазики (по количеству детей).

Ход игры

 

Воспитатель приносит куски мыла. Дети рассматривают его, изучая свойства мыла: цвет, твердое, гладкое, ароматное.

Ведется беседа о назначении мыла.

-Зачем нужно людям мыло? (умываться, мыть руки, стирать)

Дети одевают  фартуки и моют руки теплой водой в тазике. В процессе беседы воспитатель обращает внимание на ситуации, просит детей повторить, проговорить. Воспитатель проговаривает потешку вместе с детьми:

Каждый день я руки  мою

Под горячею водою.

И в ладонях поутру

Очень сильно мыло тру:

-Мойся, мыло, не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментирование  с воздухом

 

 

«Веселые мыльные пузыри»

Цель: Познакомить детей со свойствами мыльной воды, научить пускать мыльные пузыри.

Оборудование: мыльный раствор, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

Ход игры

 

1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: дети, вы были в цирке? Вам приходилось смотреть номер, где артист пускает мыльные пузыри? Хотите тоже побывать цирковым артистом?

2. Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Нельзя брать мыльные пузыри в рот.

Воспитатель наливает в тарелку 0,5 мыльного пузыря. Кладет в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и ,после того как образуется пузырь, наклоняет воронку, освободив из-под нее мыльный пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным пузырем.

Детям предлагается надувать мыльные пузыри.

После выполнения эксперимента ведется обсуждение.

-Почему пузырь увеличился в размере? (туда проник воздух).

-Откуда взялся воздух? (Мы выдохнули из себя).

Вывод: при попадании воздуха в мыльный пузырь, он становится большой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ветер по морю гуляет»

 

Цель: помочь детям обнаружить вокруг себя воздух.

Оборудование: таз с водой, модель парусника.

Ход игры

 

 

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по морю. А на чем мы будем путешествовать? (ответы детей).

Воспитатель демонстрирует детям парусником.

Предлагаю опустить парусник на воду и понаблюдать за движением по поверхности воды.

В ходе эксперимента выясняем, что парусник толкает воздух, который мы выдыхаем.

Воспитатель предлагает подуть сильнее и медленнее.

Вывод. При выдыхании воздуха получается ветерок.

-Если дуть сильно, как будет плыть парусник? (быстро).

-Если дуть потихоньку, как будет плыть парусник? (медленно).

 

«Луковая семейка»

 

 

 

Цель:  расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания.

Оборудование: стаканы с землей на каждого ребенка, семена лука, фартук, лейка, наполненная водой.  

Ход игры

Воспитатель ведет беседу о луке, о его форме, цвете. Выясняем, где у лука корни, верхняя часть. Сообщает, что маленькие луковицы - это семена.

-а для чего нужны семена? (чтобы вырастить растение).

- что мы будем делать с семенами лука? (сажать)

Подробное объяснение посадки лука сопровождается показом воспитателя.

Сначала делаем углубление в почве. Затем в это углубление сажаем луковицу так, что бы корни оказались под землей.

-Что еще нужно для луковиц, чтобы они росли? (полить водой, тепло)

Через некоторое время дети видят результат своего труда- луковицы взошли!

«Наши помощники»

 

 

Цель: Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

Оборудование: разные предметы на столе: погремушка, кубик, бумага и др.

Ход игры

Для начала воспитатель предлагает поиграть в игру «Назову - вы покажите». (Части тела и органы чувств) .

 -Сколько у вас ушей, глаз, носов? Для чего нам нужны уши, глаза, нос?

Воспитатель предлагает детям самим выбрать какой - нибудь предмет для обследования. Например, погремушка

- теперь мы попробуем рассказать о погремушке все, что знаем.

- Какого цвета погремушка? (синего).

-как вы это узнали? (посмотрели)

-Кто помогал вам видеть? (глаза)

-Чем пахнет погремушка? (у него нет запаха)

-Какой орган помог узнать? (нос)

-Как вы думаете, вкусная ли она? (нет)

-Кто помогает не перепутать соль от сахара? (язык)

Воспитатель обобщает, все названные нами органы - наши помощники

2 февраля 2019 в 15:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.