Абдрахманова Роза Ишмурзаевна, воспитатель
КОПИЛКА ИГР- ЭКСПЕРИМЕНТОВ В средней группе по направлению «Ознакомление с окружающим миром» с использованием исследовательской деятельностиКОПИЛКА ИГР- ЭКСПЕРИМЕНТОВ
В средней группе по направлению «Ознакомление с окружающим миром» с использованием исследовательской деятельности
Подготовила: Абдрахманова Р.И. Воспитатель МБДОУ «Владимировский детский сад»
Аннотация
Подборка игр – экспериментов предназначена для работы с детьми второй младшей группы детского сада, но может применяться и в работе со средней группой. В копилке игр предлагаются несложные, близкие по своему содержанию опыту дошкольников задания: все они носят ярко выраженный экспериментальный характер, позволяют ребенку экспериментировать, развивать познавательную инициативу. Предлагаемые игры можно проводить с детьми в детском саду и дома под руководством взрослого.
Экспериментирование с песком
«Золотой песок»
Игра проводится во время прогулки. Цель: познакомить со свойствами сухого и мокрого песка. Оборудование: песок, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки. Ход игры
Сказочный медведь пришел в детский сад. Дети называют сказки, в которых есть медведь. Медведь говорит, что его отправила Маша к бабушке и дедушке, отнести пирожки. А он потерял пирожки и просит о помощи. Дети предлагают варианты решения проблемы. Воспитатель предлагает слепить пирожки из песка. Выясняем, что песок состоит из песчинок; что песок сыпучий; что из сыпучего песка пирожки не вылепишь. -что же делать, чтобы песок не был сыпучий?(надо добавить воды) Воспитатель добавляет воду в песок. Дети начинают лепить пирожки из мокрого песка с помощью формочек. Делаем вывод: лепит фигурки можно только из мокрого песка. Медведь благодарит детей и прощается. «Песок. Что мы знаем о песке»
Игра проводится во время прогулки. Цель: обобщить знания детей о свойствах песка. Оборудование: песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой Ход игры Уточнение правил безопасности во время игры: -не брать песок в рот; -не обсыпаться песком; -не тереть глаза грязными руками. Воспитатель: насыпьте в ваши формочки песок. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, теплый, сыпется). Вывод. Правильно, песок сухой, теплый, он сыпучий. Дети проговаривают вместе с воспитателем: сухой, тёплый, сыпучий. Воспитатель наливает воду в песок. - Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый.) Теплый или холодный? (Холодный). Вывод: если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным. - Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.) Вывод. Мокрый песок не сыпучий. После эксперимента дети из мокрого песка делают куличики.
Экспериментирование с водой
«Живая вода» Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды. Оборудование: детская лейка. Ход игры
Подходим к клумбе с цветами и беседуем с детьми о цветах: - а у вас дома растут цветы? - а кто их посадил? - кто из вас видел как ухаживают за цветами ваши мамы и сестры? Воспитатель рассказывает детям о том, что цветы будут хорошо расти, если их поливать водой. Дети поливают воду и обращаем внимание, что земля стала мокрой. Воспитатель рассказывает о том, что растения пьют воду с помощью корней. Они спрятались в земле. А вода из лейки похожа на дождик. Вывод: цветам и другим растениям нужна вода для роста.
«Сквозь сито»
Цель: объяснить, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства воды Оборудование: два небольших тазика, деревянные кубики маленького размера, стаканы, ситечко с ручкой, салфетка. Ход игры
Воспитатель предлагает детям поиграть с водой. Подходим к тазику с водой и видим, что там плавают кубики. Предлагаем детям достать их с помощью ситечка и переложить в сухой тазик. Дети выполняют просьбу. -Молодцы! Вы справились с заданием. Затем просим детей наполнить водой стаканчики с помощью ситечка. -Почему мы не можем наполнить водой стакан? (из ситечка вода утекает) -Почему вода утекает? (она жидкая) Воспитатель обобщает полученные знания: что вода жидкая, что ситечко используют, когда надо, чтобы вода утекла. «Вода бывает холодная и теплая»
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает горячая и холодная . Оборудование: вода холодная и горячая, две емкости. Ход игры
Воспитатель рассказывает короткий рассказ о мальчике, у которого были две баночки с водой. (Рассказ сопровождается наглядной демонстрацией). Баночки с водой были одинаковые, но мальчик мог взять в руки только одну баночку. Почему? После того, как дети высказывают свое мнение, воспитатель предлагает дотронуться до баночек с водой и сравнить их. И приходим к выводу, что вода может быть горячей и холодной.
«Вода – прозрачная»
Цель: познакомить со свойством воды – прозрачностью. Оборудование: два стакана, вода, молоко, камешки. Ход игры
1.Уточнение правил безопасности. 2.Выполнение эксперимента
Воспитатель в оба стакана (с водой и молоком) опускает камушки. Дети наблюдают, что в стакане с молоком камня не видно. А в чистой прозрачной воде камешек виден. Почему в молоке не видно камешка? Дети высказывают свое мнение. Воспитатель предлагает повторить: «Вода - прозрачная. А молоко – непрозрачное».
«Моет трубочиста»
Цель: Познакомить со свойствами мыла, обучать элементарным способам исследовательской деятельности; закреплять навыки самообслуживания. Оборудование: фартуки, мыло, салфетки, тазики (по количеству детей). Ход игры
Воспитатель приносит куски мыла. Дети рассматривают его, изучая свойства мыла: цвет, твердое, гладкое, ароматное. Ведется беседа о назначении мыла. -Зачем нужно людям мыло? (умываться, мыть руки, стирать) Дети одевают фартуки и моют руки теплой водой в тазике. В процессе беседы воспитатель обращает внимание на ситуации, просит детей повторить, проговорить. Воспитатель проговаривает потешку вместе с детьми: Каждый день я руки мою Под горячею водою. И в ладонях поутру Очень сильно мыло тру: -Мойся, мыло, не ленись! Не выскальзывай, не злись!
Экспериментирование с воздухом
«Веселые мыльные пузыри» Цель: Познакомить детей со свойствами мыльной воды, научить пускать мыльные пузыри. Оборудование: мыльный раствор, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Ход игры
1. Постановка исследовательской задачи. Воспитатель: дети, вы были в цирке? Вам приходилось смотреть номер, где артист пускает мыльные пузыри? Хотите тоже побывать цирковым артистом? 2. Выполнение эксперимента. Воспитатель: Нельзя брать мыльные пузыри в рот. Воспитатель наливает в тарелку 0,5 мыльного пузыря. Кладет в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и ,после того как образуется пузырь, наклоняет воронку, освободив из-под нее мыльный пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным пузырем. Детям предлагается надувать мыльные пузыри. После выполнения эксперимента ведется обсуждение. -Почему пузырь увеличился в размере? (туда проник воздух). -Откуда взялся воздух? (Мы выдохнули из себя). Вывод: при попадании воздуха в мыльный пузырь, он становится большой.
«Ветер по морю гуляет»
Цель: помочь детям обнаружить вокруг себя воздух. Оборудование: таз с водой, модель парусника. Ход игры
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по морю. А на чем мы будем путешествовать? (ответы детей). Воспитатель демонстрирует детям парусником. Предлагаю опустить парусник на воду и понаблюдать за движением по поверхности воды. В ходе эксперимента выясняем, что парусник толкает воздух, который мы выдыхаем. Воспитатель предлагает подуть сильнее и медленнее. Вывод. При выдыхании воздуха получается ветерок. -Если дуть сильно, как будет плыть парусник? (быстро). -Если дуть потихоньку, как будет плыть парусник? (медленно).
«Луковая семейка»
Цель: расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания. Оборудование: стаканы с землей на каждого ребенка, семена лука, фартук, лейка, наполненная водой. Ход игры Воспитатель ведет беседу о луке, о его форме, цвете. Выясняем, где у лука корни, верхняя часть. Сообщает, что маленькие луковицы - это семена. -а для чего нужны семена? (чтобы вырастить растение). - что мы будем делать с семенами лука? (сажать) Подробное объяснение посадки лука сопровождается показом воспитателя. Сначала делаем углубление в почве. Затем в это углубление сажаем луковицу так, что бы корни оказались под землей. -Что еще нужно для луковиц, чтобы они росли? (полить водой, тепло) Через некоторое время дети видят результат своего труда- луковицы взошли! «Наши помощники»
Цель: Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. Оборудование: разные предметы на столе: погремушка, кубик, бумага и др. Ход игры Для начала воспитатель предлагает поиграть в игру «Назову - вы покажите». (Части тела и органы чувств) . -Сколько у вас ушей, глаз, носов? Для чего нам нужны уши, глаза, нос? Воспитатель предлагает детям самим выбрать какой - нибудь предмет для обследования. Например, погремушка - теперь мы попробуем рассказать о погремушке все, что знаем. - Какого цвета погремушка? (синего). -как вы это узнали? (посмотрели) -Кто помогал вам видеть? (глаза) -Чем пахнет погремушка? (у него нет запаха) -Какой орган помог узнать? (нос) -Как вы думаете, вкусная ли она? (нет) -Кто помогает не перепутать соль от сахара? (язык) Воспитатель обобщает, все названные нами органы - наши помощники 2 февраля 2019 в 15:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.