Абдрахманова Роза Ишмурзаевна, воспитатель

Организация детской проектной деятельности «Моя любимая книга» Образовательная область: речевое развитие

Актуальность: У детей падает интерес к книге. Уже в дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу.  

Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать.

 

Практическая значимость: В данном проекте предлагается система работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Раскрывается содержание работы по организации различных видов деятельности. Предлагаются разнообразные формы работы с детьми и родителями.

 

Инновационная направленность: Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учетом интеграции образовательных областей, является метод проектирования.

 

Степень распространения: Данный проект представлен родителям детей, посещающих МБДОУ «Владимировский детский сад» (2015г). Проект может быть  использован для индивидуальных занятий с детьми в домашних условиях, в группах детей дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел

Стр.

 

I.

Пояснительная записка

3

II.

Матрица проекта

4

III.

Проектная карта

9

IV

Список литературы

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Сегодня в основе грамотности, как ее фундаментальная основа лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. По мнению Л. С. Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Уже в дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу.  

Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать. Книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Именно книга способна создать предпосылку для успешного вхождения ребенка в современное общество, разбудить и реализовать творческий потенциал. С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, интеллект, память, воображение, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.


Матрица проекта

 

Название проекта: «Моя любимая книга»

 

Разработчик проекта: Абдрахманова Роза Ишмурзаевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Владимировский детский сад»

Тема проекта:  Создание условия для активного  использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

 

Проблемное поле проекта: Необходимость устройства в группе уголка для книг.

 

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

Детям предлагается широкий спектр игр:

-сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; 

-игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды; игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности;

Рисование – продуктивный вид деятельности, где дети отображают свои впечатления от прочитанных книг;

- изготовление рукописной книги.

 

Цель: Формирование устойчивого интереса к книгам, как к самостоятельному наглядному объекту литературы.

 

Задачи:

 Формировать:

- интерес к книгам, литературным, фольклорным произведениям различной тематики;

-  первичное представление о  жанровых особенностях художественных произведений;

-  проектно- исследовательские умения и навыки при создании книжного уголка: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.

Развивать:

-   умение анализировать тексты;

-  умение правильно говорить;

- творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках, драматизациях, рисовании и других видах деятельности.

   Воспитывать:

-  правила культурного обращения с книгой;

- правила поведения в библиотеке и книжном уголке.

 

Планируемые результаты

Личностные качества:

проявляет устойчивый интерес к процессу чтения, к тематическим многообразным произведениям.

способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о прочитанной совместно со взрослыми книге;

активно пропагандирует ценность книги;

способен привлечь родных к созданию рукописной книги.

Интеллектуальные качества  (характеризуется как смышленый и сообразительный ребенок):

способен совместно с семьей  развивать свои таланты;

способен уверенно действовать по образцу педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

обладает отдельными читательскими предпочтениями, высказывает их при выборе взрослыми книг для чтения. 

Физические качества

 использует игры, в которых воспроизводит действие взрослого.

 проявляет  точные и скоординированные движения в процессе лепки, аппликации, рисования;

 способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).

 

Вид проекта –творческий, исследовательский.

Сроки реализации: проект краткосрочный (2 недели)

 

Состав участников

Дети: в течении двух недель активно  принимали участие в реализации проекта.

Педагоги: повышение уровня профессиональной компетенции  в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.

Родители: участвовали в создании рукописных книг.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие; социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие (художественное творчество).

пп

Название образовательной

области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Речевое развитие

Беседа «Моя любимая книга»,

Инсценирование спектакля «Теремок»,

Игра- занятие «Книжкина больница»,

Чтение художественной литературы.

 Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства , учить связно, последовательно и выразительно составлять небольшие рассказы по картинкам.

2

Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество)

Рисование на тему «Моя любимая сказка», создание совместно с родителями рукописной книги.

 Развивать понимание  словесного произведения искусства, развивать эстетическое отношение к окружающему миру.

3

Познавательное развитие

Цикл познавательных занятий «Что такое книга?»

Закрепить и расширить представления детей об истории создания книги и их многообразии.

4

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Правила гостеприимства»,  «Как устроить книжкин дом», экскурсия в библиотеку.

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта

 

 

 

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Дети собирают книги с любимыми сказками.

Родители помогают детям подобрать книгу, организуют  семейное чтение.

Педагоги изучают методическую литературу, подбирают материал.

30.11 – 4.12

2

Аналитический

Педагог проводит занятия, беседы.

Дети участвуют в инсценировке любимых сказок, в беседе.

1.12 -10.12

3

Практический

  Рисование по теме «Моя любимая сказка», создание детьми совместно с родителями рукописных книг.

На протяжении всего проекта

4

Презентационный

Оформление книжного уголка

10.12

5

Контрольный

Постановка спектакля «Теремок»

11.12

 

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Занятия

Цикл занятий «Что такое книга?»

1.12 – 10.12

2

Беседы

Моя любимая книга», «Правила гостеприимства», «Как устроить книжный дом»

30.11 -10.12

3

Чтение художественной литературы

В.В.Бианки «Теремок» и другие рассказы, стихи детских поэтов, русские народные сказки

30.11 – 11.12

4

Экскурсии

Экскурсия в библиотеку

4.11

5

Самостоятельная работа детей

Рисование на тему «Моя любимая сказка»

4.11

6

Взаимодействие с родителями

Создание рукописной книги

30.11 – 09.12

7

Итоговое мероприятие

Постановка спектакля «Теремок»

11.12

 

 

Итоговое мероприятие

Форма проведения: спектакль «Теремок»

Описание продукта, полученного в результате проекта

Результатом проведенного проекта является инсценирование сказки «Теремок» детьми старшего и подготовительного возраста и оформление книжного уголка  в группе, а так же создание детьми совместно с родителями рукописной книги с любимыми произведениями. Эти книги пополнят наш книжный уголок.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Для работы над проектом создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм.  В группе детского сада организован уголок для театрализованных игр и представлений.  Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.

В литературном уголке хранится детская художественная литература разных жанров.

Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей.

ПРОЕКТНАЯ КАРТА

 

Проект 1 неделя


Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Беседа

«Моя любимая книга»

«Правила гостеприимства»

 

 

Занятия

«История книги»

«Какие бывают книги»

 

Экскурсия

 

В библиотеку

Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Теремок»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

 

 

 

Художественно-творческая деятельность

 

Рисование «Моя любимая книга»

Физическая деятельность

Использование физ.минуток

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 2 неделя

 


Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Беседа

«Как устроить книжкин дом?»

«Книжкина больничка»

 

 

Занятия

«Создаем новую книгу»

«Путешествие по книге»

 

Чтение художественной литературы

Рассказы о животных

Стихи детских поэтов

 

Художественно-творческая деятельность

 

Спектакль «Теремок»

Физическая деятельность

Использование физ.минуток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие /Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет:

3. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности /М.Б.Зацепина – М: ТЦ Сфера, 2010.

4. Смирнова О.Д. метод проектирования в детском саду / О.Д. Смирнова – М: Скрипторий 2003, 2011.

5. библиотека журнала «Дошкольная педагогика». Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду / Н.В.Нищева – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.

2 февраля 2019 в 15:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.