муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Владимировский детский сад»
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
тЕМА: Путешествие в сказочную страну «Правдилия»
Познавательно - речевое занятие по правовому воспитанию
Подготовительная группа
Выполнила:
Абдрахманова Р.И.
Воспитатель МБДОУ
«Владимировский детский сад»
2018год
Пояснительная записка
Дошкольный возраст — период, когда начинает складываться мировоззрение ребенка, его самосознание, отношение к другим людям. И если сделать социальный мир для малыша близким и понятным, это поможет сформировать у него активную жизненную позицию. Поэтому детский сад должен давать своим воспитанникам элементарные правовые знания.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
Занятия правового воспитания включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, во время режимных моментов. Особенно эффективным при решении задач правового воспитания является метод драматизации, который упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
Практическая значимость: Занятие поможет в интересной и увлекательной игровой форме сформировать у дошкольников первичные представления о правах ребенка.
Инновационная направленность: Познавательная деятельность определяется как целенаправленное восприятие ребенком новой информации посредством решения правовых задач в форме игры.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация |
Примечание (дополнительная информация к конспекту) |
1. |
Доминирующая образовательная область |
Познавательное развитие |
|
2. |
Вид деятельности детей |
Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная активность. |
|
II. Методическая информация |
|
1. |
Тема образовательной деятельности |
Путешествие в сказочную страну «Правдилия» |
|
2. |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
Дидактические игры, рассказ воспитателя, беседы. |
|
3. |
Интеграция образовательных областей |
Речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие |
|
4. |
Возрастная группа: |
Подготовительная |
|
5. |
Цель: |
Формирование первоначальных представлений об основах правовых знаний. |
|
6. |
Задачи: |
|
6.1 |
Формировать знания детей о правах человека
Формировать представление о собственных правах и обязанностях |
|
6.2 |
Развивать связную речь, развивать мыслительную активность, умение делать выводы; развивать словарный запас детей. |
|
6.3 |
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Воспитывать такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям. |
|
7. |
Планируемые результаты: |
|
7.1 |
Сформированы знания о правах человека |
|
7.2 |
Владеет связной речью, умеет делать выводы. |
|
7.3 |
Сформированы уважение к личности другого человека и его правам. |
|
8. |
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) |
Кукла Красная Шапочка, волшебный мешок, цветок счастья, куклы Зайка, Лиса, письмо от Емели, клубок, весы |
|
9. |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
Чтение русских народных сказок. |
|
Конспект занятия (образовательной деятельности) |
|
I. |
Вводная часть |
Приходит Красная Шапочка и рассказывает о сказочной стране «Правдилия», в которой она живет. Живут там герои всех сказок. Жили они счастливо, потому что у каждого из них было много прав: право на жизнь, право на свободу, на отдых. А еще в этой стране был волшебный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились особенно трепетно. Берегли его, потому что это был цветок счастья. У цветка были необычные лепестки: на них были написаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдали жители страны. Но однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер. И лепестки цветка счастья унесло. И наступили в стране страшные времена. Ни кто не знал свои права и правила. |
|
1.1
|
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
Красная Шапочка просит о помощи.
Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, нужно помогать людям, попавшим в беду? Почему? А мы сможем помочь жителям Правдилии? Я думаю мы поможем отыскать лепестки цветка счастья, а заодно узнаем правила этой страны. Но для оказания помощи мы должны знать много сказок. |
|
1.2 |
Мотивация деятельности детей |
Что мы возьмем с собой в путь? Предлагаю взять хорошее настроение. Для этого мы в волшебный мешочек положим вежливые слова. А какие вежливые слова поднимают вам настроение?
В волшебный мешок складываем эти слова. |
|
1.3 |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
И так, в путешествие, вперед,
Цветок счастья нас зовет,
Хотим мы многое узнать
И лепестки там отыскать! |
|
II. |
Основная часть: |
|
2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Дети присаживаются на стулья. Воспитатель читает отрывок из сказки «Кот, лиса и петух» и показывает иллюстрацию. |
|
2.2 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи? Какая лиса в сказке? Какой плохой поступок совершила она? Лиса нарушила право. Какое? (ответы детей). Чтобы узнать какое право нарушила лиса нужно найти в группе лепесток красного цвета.
Дети находят лепесток, на котором написано «Право на жизнь и свободу».
Дети прикрепляют лепесток.
В каких сказках еще нарушаются права на свободу? (Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят).
Появляется Зайка и рассказывает, что ее лиса выгнала из дома.
Воспитатель: Какое правило нарушила лиса в этой сказке? (ответы детей). Не переживай, Зайка, стоит нам отыскать синий лепесток и произойдет чудо.
Дети находят синий лепесток, на котором написано «Право на неприкосновенность жилища».
В каких сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? «Три поросенка».
Проводится игры «Хорошие и плохие поступки».
Дети называют хорошие и плохие поступки и кладут на весы палочки. Делают вывод, каких дел они знают больше.
Лиса поняла свою ошибку и попросила прощения у Зайки.
В группу приносят письмо от Емели, в котором он пишет, что его не уважают его старшие братья, обзывают глупцом.
В ходе беседы выясняем, какие права нарушены у Емели.
Дети находят последний лепесток с надписью «У всех есть одинаковые права.
Много нас на белом свете,
Есть и взрослые и дети,
Но в правах мы все равны
И дружить всегда должны» |
|
2.3 |
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дружная паутина».
Детям встают в круг. Воспитатель дает один конец ниточки ребенку: Давайте вспомним, с какими правилами мы познакомились. Будем называть правило и заматывать ниточку на палец. Затем передавать следующему ребенку. Получается паутина дружбы. |
|
III. |
Заключительная часть |
|
3.1 |
Анализ и самоанализ деятельности детей |
Воспитатель: Ребята, а вы соблюдаете правила поведения? Для чего? (что бы не обидеть других людей) Значит вы какие? (Дружные). Желаю вам никогда на забывать правила поведения и свои права. |
|
IV. |
Дальнейшая разработка темы |
|
4.1 |
|
Чтение сказок и беседа по содержанию.
Драматизация сказок.
Дидактические игры с мячом «Хорошо-плохо», «Скажи наоборот» |
|
Литература
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Козлова С.А. Мы имеем право! (учебно-методическое пособие для пед. Коллективов дет.дошк. учреждений) М.: Обруч, 2010.
3. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004..