Абдрахманова Роза Ишмурзаевна, воспитатель

Экологический мини- проект «Осень золотая»

 

 

Экологический мини- проект

«Осень золотая»

2014 год

Аннотация

 

 Актуальность   

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».        

 Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

 В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Практическая значимость: Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность.

Инновационная направленность: Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов - через прямой контакт ребенка с природой.

Степень распространения: Проект представлен на муниципальной методической выставке «Ступеньки в мир природы» (3 место)

 

 

Разработчик: Абдрахманова Р.И., воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Владимировский детский сад»

 

Тип мини-проекта:  познавательно-творческий.

 

Характер мини-проекта: краткосрочный.

 

Сроки проведения: сентябрь-ноябрь.

 

Участники мини-проекта: дети старшей группы,  воспитатель.

 

Цель мини-проекта: развитие интереса к изучению природы  в осенний период времени.

 

Задачи мини-проекта:

Образовательные:

- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Формировать у детей интерес к изучению природы в осенний период времени через различные виды деятельности:

-познавательную;

-чтение художественной литературы;

-коммуникативную;

-исследовательскую;

-трудовую;

-игровую.

 

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

 

 Развивающие: 

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

 

Основные направления работы с детьми:

Совместная  деятельность взрослых и детей;

-Организованные формы  обучения в процессе НОД;

-Наблюдения, прогулки, беседы, праздники;

-Игра;

-Художественная деятельность.

 

Методический инструментарий:

-Конспекты занятий, экскурсий, бесед, прогулок, праздников;

-Подборка детской литературы по познавательному направлению;

-Методическая литература.

Этапы реализации мини – проекта.

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

Подготовительный этап

1

1

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме: изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Сентябрь

 

2

2

Подготовка литературы для детей об осени.

Сентябрь

3

3

Подготовка оборудования для оформления стенда «Золотая осень» (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада).

 

 

Сентябрь

Основной этап

1

1

Проведение занятий по теме:

-НОД «Ранняя осень», «Природа и человек»;

 

НОД «Дары осени» (фрукты, овощи), «Листопад, листопад - листья желтые летят»;

 

 «Улетают журавли», «Как звери готовятся к зиме» ( см приложение №1);

 Путешествие в осенний лес»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

2

2

Дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же»,

«Мы - осенние листочки», «Летает – не летает», «Найди, что опишу»                                                                               

Сентябрь - ноябрь

3

Наблюдение во время прогулки:

- за живой и неживой природой осенью;

- за изменениями осенней погоды;

 

Сентябрь - ноябрь

4

Организация выставки творческих работ детей:

 «Золотая осень»

 «Дары осени» (см приложение №2)

Сентябрь - октябрь

5

Чтение художественной литературы по теме:

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим «Овощи», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов  «Листопадничек»

Сентябрь - ноябрь

6

Экскурсия в осенний парк  (см приложение №3)

Октябрь

 Сбор семян растений и их листков для поделок

Октябрь

8

Слушание: П. И. Чайковский «Времена года».

Разучивание песен об осени.

Октябрь  - ноябрь

Заключительный этап

1

Развлечение: праздник осени «Репка»( см приложение №4)

Ноябрь

 

 Предполагаемый результат:

- формирование основ экологической культуры  дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников – Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.

- Нищева Н.В. Пректный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду – ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 304 с.

- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 – 7 лет с окружающим миром – Издательство Мозаика – Москва, 2012

2 февраля 2019 в 14:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.