Абдрахманова Роза Ишмурзаевна, воспитатель
Мастер-класс по теме «Исследовательская деятельность дошкольников в условиях внедрения ФГОС»
12 мая [вс]
Мастер-класс по теме «Исследовательская деятельность дошкольников в условиях внедрения ФГОС» Аннотация : В мастер-классе представлены особенности организации познавательно-исследовательской деятельности в условиях внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Цель: Вооружение педагогов теоретическими знаниями, практическими умениями по применению исследовательского метода в ДОУ. Задачи: 1. Показать роль исследовательской деятельности в повышении качества образования. 2. Научить педагогов использовать на практике методы и приемы в исследовательском обучении дошкольников. 3. Развивать творчество у педагогов через игры. План: 1. Вступление 2. Теоретическая часть 3. Практическая часть 4. Подведение итогов мастер-класса Ход мастер-класса 1. Вступление.
2. Теоретическая часть. Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, как вы думаете: исследовательское обучение на что направлено? Есть ли необходимость применения его в детском саду, каково его значение? (рассуждения педагогов) В педагогической психологии и педагогике термин «исследовательское обучение» именуется как подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. По мнению А.Савенкова: попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в массовой практике. В образовании по-прежнему преобладает традиционное обучение, которое строится на репродуктивной деятельности. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка. В наше время исследовательское поведение рассматривается – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности становится важнейшей задачей современного образования.
1.2. Игра «Педагогическая разминка» Воспитатели делятся на 2 команды, располагаются за полукруглым столом, где лежит цветок с вопросами на желтых лепестках и вариантами ответов на белых лепестках . Команда готовится одну минуту(из предложенных вариантов выбирают правильный). Затем начинают отвечать по кругу. Вопросы.(приложение №2) Вопросы для первой группы 1. Объясните понятие «исследовательская, поисковая активность», «исследовательское поведение». Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, внутреннее стремление к исследованию, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важных источников получения ребенком представлений о мире, которая выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Вопросы для второй группы 2. Что является мотивацией исследовательского поведения. Мотивационной основой исследовательского поведения является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Сюда же относится познавательная активность – направленная на познание ради самого познания. Функция исследовательского поведения – поиск, экспериментирование и обработка полученной информации. 3. Формирование, каких умений и навыков происходит при решении исследовательских задач(фронтальная работа). · Умение видеть проблемы; · Умение задавать вопросы; · Умение выдвигать гипотезы; · Умение давать определения понятиям; · Умение классифицировать; · Умение наблюдать; · Умение и навыки проведения экспериментов; · Умение структурировать полученный в ходе исследования материал; · Умение делать выводы и умозаключения; · Умение доказывать и защищать свои идеи. На слайде показать вышеупомянутые умения.
4. Вопрос для первой группы (приложение №3) Объясните понятие «дивергентное мышление» (от латинского – «divergentis») – «расходящийся в разные стороны». Известный американский психолог первым предложил поделить мышление на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление (от латинского – «divergentis») – «расходящийся в разные стороны». Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Именно этот вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Он тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества разнообразных, оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также оригинальность, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и др. свойства. Вопрос для второй группы Объясните понятие «конвергентное мышление». Конвергентное мышление (от лат. Convergntis – сходящийся), или иначе говоря логическое , последовательное, однонаправленное. Оно активизируется в задачах имеющих единственный, правильный ответ. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решение достигается только путем использования определенных правил, алгоритмов, схем. Развитие конвергентного мышления очень важно для становления умственных способностей в целом. Этот вид мышления активно задействован в исследовательском поведении, в особенности на этапах проверки и доказательства гипотез, на этапе систематизации полученных сведений. Конкурс- игра «Сочиняем сказку»( по методике И.В. Вачкова) Задание: Каждый член группы вытягивает наугад карточку с изображением сказочного героя мужских или женских персонажей. Через время разыграть сказку, в корой действовали бы доставшиеся им персонажи. Оценивается быстрота и оригинальность и ответ на вопрос: какой вид мышления(конвергентное или дивергентное) развивается в этом задании. Как осуществить исследовательский подход к обучению на занятии - экспериментировании?
1. Выбор объекта исследования. 2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрационных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. 3. Определение типа, вида и тематики занятия. 4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи) 5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления 6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории) 7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы 8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, фотографии, рассказы, рисунки и др.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования 9. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным. 10. Прогнозирование результата 11. Закрепление последовательности действий 12. Закрепление правил безопасности. Важны все компоненты, и какое-то особое значение передаче знаний не придается. А во-вторых, структура занятия – экспериментирования имеет следующий вид: 1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте) 2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст) 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования 4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст) 5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя) 6. Наблюдение результатов эксперимента 7. Фиксирование результатов эксперимента 8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте)
1. проведение целых, законченных занятий, сконструированных таким образом, что в них дети сами «добывают» знания, учатся их углублять, осмысливать, закреплять; 2. Введение в традиционные занятия различных творческих заданий. 3. Практическая часть:
Проведение целое, законченное занятие, сконструированное таким образом, что в них ети сами «добывают» знания, учатся их углублять, осмысливать, закреплять. Тема занятия: «Свойства песка. Изготовление куличиков». Цель: познакомить детей со свойствами песка(сухой, мокрый) Задание второй группе:
Тема занятия: «Наши помощники - органы чувств» Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Прием «Учебный мозговой штурм» при решении творческих задач. Игра «Разгадывание кроссворда» (Приложение 1) По горизонтали: 1. План, замысел, поэтапное движение к цели. 2. Способ исследования, путь научного познания и установления истины. 3. Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. 4. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждение фактами для того, чтобы стать научной теорией. 5. Опыт, попытка осуществить что–либо. 6. Человек склонный к приобретению знаний, пытливый. 7. Процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях (творческое отражение человеком действительности). 8. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. По вертикали: Ключевое слово Обучение, построенное на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Вопрос: как можно связать этот набор отгаданных слов. Ответы. По горизонтали: 1. Проект. 2. Метод. 3. Проблема. 4. Гипотеза 5. Эксперимент. 6. Любознательный. 7. Мышление. 8. Творчество. По вертикали: ключевое слово исследовательское (обучение). 1. Рефлексия. Итак, оправдались ли наши ожидания? (Подведение итогов).
Приложение 1
Приложение №2 «исследовательская, поисковая активность» это: - естественное состояние ребенка, внутреннее стремление к исследованию, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности Приложение №3 «Исследовательское поведение» это: - особый вид поведения и один из важных источников получения ребенком представлений о мире, которая выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. - связана с развитой этикой, предопределяет способность к проникновению во внутренний мир других людей, способность к сочувствию и тонкой дипломатии. - не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. - соответствует интуиции, предрасполагающей к отвлеченному, абстрактно-образному мышлению, сопоставлениям и догадкам, не идущим от опыта - как своего, так и чужого. Поэтому большинство новых открытий - следствие интуитивных озарений людей, обладающих не просто смекалкой, предчувствием и живым воображением, а фантазией, отрывающей их от реальности, за пределами которой они находят ответы на загадки науки или природы. Что является мотивацией исследовательского поведения. -любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Сюда же относится познавательная активность – направленная на познание ради самого познания. Функция исследовательского поведения – поиск, экспериментирование и обработка полученной информации. - память, восприятие, ощущения, внимание, воображение, способности, мышление, характер, темперамент, эмоции. · - потребность, цели, мотивы, намерения, устремления · - интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний; · -интересы к методам научного познания; · -интерес к способам саморегуляции учебной работы; · -интерес к рациональной организации своего учебного труда. «Дивергентное мышление» (от латинского – «divergentis») – «расходящийся в разные стороны». Это: -система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.. -характеризуется наличием в речи больного некоординируемых, в норме не сочетающихся между собой понятий. - мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него действий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по строгим логическим правилам. «Конвергентное мышление» (от лат. Convergntis – сходящийся). Это: -форма мышления. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. - представляет собой форму мышления, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. - это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. - формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.