Абдрахманова Роза Ишмурзаевна, воспитатель

Мастер-класс по теме «Исследовательская деятельность дошкольников в условиях внедрения ФГОС»

12 мая [вс]

 Мастер-класс по теме «Исследовательская деятельность дошкольников в условиях внедрения ФГОС»

Аннотация :

 В мастер-классе представлены особенности организации познавательно-исследовательской деятельности в условиях внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Цель:

 Вооружение педагогов теоретическими знаниями, практическими умениями по применению исследовательского метода в ДОУ.

Задачи:

1. Показать роль исследовательской деятельности в повышении качества образования.

2. Научить педагогов использовать на практике методы и приемы в исследовательском обучении дошкольников.

3. Развивать творчество у педагогов через игры.

План:

1. Вступление

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

4. Подведение итогов мастер-класса

Ход мастер-класса

1. Вступление.
Каждый раз, когда воспитатель составляет проект очередного занятия, он задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность воспитанников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач педагога является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у воспитанников сформировались потребности в мотивации исследовательского поведения.
Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Мне хотелось бы сегодня поговорить об исследовательском методе обучения детей

  2. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, как вы думаете: исследовательское обучение на что направлено? Есть ли необходимость применения его в детском саду, каково его значение? (рассуждения педагогов)

В педагогической психологии и педагогике термин «исследовательское обучение» именуется как подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

По мнению А.Савенкова: попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в массовой практике.  В образовании по-прежнему преобладает традиционное обучение, которое строится на репродуктивной деятельности. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка.

В наше время исследовательское поведение рассматривается – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности становится важнейшей задачей современного образования.
Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Самостоятельная учебная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, побуждает ребенка к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе, в частности, ибо иначе нельзя достигнуть требуемого результата.
Дошкольнику приходится вступать в деловую коммуникацию со сверстниками, педагогом, родителями. А это ориен­тирует на налаживание деловых парт­нерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать.

Итак,  исследовательский метод обу­чения обеспечивает тесный «союз» знаний, действий, отношений, развитие личности.
 В результате человек оказыва­ется готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действо­вать грамотно.

1.2.  Игра «Педагогическая разминка»

Воспитатели делятся на 2 команды,  располагаются за полукруглым столом, где лежит цветок  с вопросами на желтых лепестках и вариантами ответов на белых лепестках . Команда готовится одну минуту(из предложенных вариантов выбирают правильный). Затем начинают отвечать по кругу.

Вопросы.(приложение №2)

Вопросы для первой группы 

1. Объясните понятие «исследовательская, поисковая активность», «исследовательское поведение».

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, внутреннее стремление к исследованию, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важных источников получения ребенком представлений о мире, которая выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.

Вопросы для второй группы

2. Что является мотивацией исследовательского поведения.

Мотивационной основой исследовательского поведения является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Сюда же относится познавательная активность – направленная на познание ради самого познания. Функция исследовательского поведения – поиск, экспериментирование и обработка полученной информации.

3. Формирование, каких умений и навыков  происходит при решении исследовательских задач(фронтальная работа).

· Умение видеть проблемы;

· Умение задавать вопросы;

· Умение выдвигать гипотезы;

· Умение давать определения понятиям;

· Умение классифицировать;

· Умение наблюдать;

· Умение и навыки проведения экспериментов;

· Умение структурировать полученный в ходе исследования материал;

· Умение делать выводы и умозаключения;

· Умение доказывать и защищать свои идеи.

На слайде показать вышеупомянутые умения.

 

4. Вопрос для первой группы (приложение №3)

Объясните понятие «дивергентное мышление» (от латинского – «divergentis») – «расходящийся в разные стороны».

Известный американский психолог первым  предложил поделить мышление на два вида: дивергентное и конвергентное.

Дивергентное мышление (от латинского – «divergentis») – «расходящийся в разные стороны». Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Именно этот вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Он  тесно  связан с воображением и служит средством порождения большого количества разнообразных, оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также оригинальность, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и др. свойства.

Вопрос для второй группы

Объясните понятие «конвергентное мышление».

Конвергентное мышление (от лат. Convergntis – сходящийся), или иначе говоря логическое , последовательное, однонаправленное. Оно активизируется в задачах имеющих единственный, правильный ответ. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решение достигается только путем использования определенных правил, алгоритмов, схем. Развитие конвергентного мышления очень важно для становления умственных способностей в целом. Этот вид мышления  активно задействован в исследовательском поведении, в особенности на этапах проверки и доказательства гипотез, на этапе систематизации полученных сведений.

Конкурс- игра «Сочиняем сказку»( по методике И.В. Вачкова)

Задание:

Каждый член группы вытягивает наугад карточку с изображением сказочного героя мужских или женских персонажей.

Через время разыграть сказку, в корой действовали бы доставшиеся им персонажи.

Оценивается быстрота и оригинальность и ответ на вопрос: какой вид мышления(конвергентное или дивергентное) развивается в этом задании.

Как осуществить исследовательский подход к обучению на занятии - экспериментировании?

Для этого нуж­но, во-первых, продумать алгоритм подготовки занятия:

1. Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрационных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

3. Определение типа, вида и тематики занятия.

4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи)

5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления

6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории)

7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы

8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, фотографии, рассказы, рисунки и др.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования

9. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

10. Прогнозирование результата

11. Закрепление последовательности действий

12. Закрепление правил безопасности.

Важны все компоненты, и какое-то особое значение передаче знаний не придается.

А во-вторых,  структура занятия – экспериментирования имеет следующий вид:

1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте)

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст)

5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя)

6. Наблюдение результатов эксперимента

7. Фиксирование результатов эксперимента

8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте)
Каковы возможности реализации исследовательско - деятельностного подхода?
Сейчас просматриваются два пути:

1. проведение целых, законченных занятий, сконструированных таким образом, что в них дети сами «добывают» знания, учатся их углублять, осмысливать, закреплять;

2. Введение в традиционные занятия различных творческих заданий.

3. Практическая часть:
Задание первой группе:

 Проведение целое, законченное занятие, сконструированное таким образом, что в них ети сами «добывают» знания, учатся их углублять, осмысливать, закреплять.

Тема занятия: «Свойства песка. Изготовление куличиков». Цель: познакомить детей со свойствами песка(сухой, мокрый)

Задание второй группе:


Введение в традиционные занятия различных творческих заданий.

 

Тема занятия:  «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Прием «Учебный мозговой штурм» при решении творческих задач.  

Игра «Разгадывание кроссворда» (Приложение 1)

По горизонтали:

1. План, замысел, поэтапное движение к цели.

2. Способ исследования, путь научного познания и установления истины.

3. Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

4. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждение фактами для того, чтобы стать научной теорией.

5. Опыт, попытка осуществить что–либо.

6. Человек склонный к приобретению знаний, пытливый.

7. Процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях (творческое отражение человеком действительности).

8. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

По вертикали:

Ключевое слово

Обучение, построенное на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Вопрос: как можно связать этот набор отгаданных слов.

Ответы.

По горизонтали:

1. Проект.

2. Метод.

3. Проблема.

4. Гипотеза

5. Эксперимент.

6. Любознательный.

7. Мышление.

8. Творчество.

По вертикали: ключевое слово исследовательское (обучение).

1. Рефлексия. Итак, оправдались ли наши ожидания? (Подведение итогов).


 Приложения

Приложение 1

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

«исследовательская, поисковая активность» это:

- естественное состояние ребенка, внутреннее стремление к исследованию, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

- индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности

Приложение №3

«Исследовательское поведение» это:

- особый вид поведения и один из важных источников получения ребенком представлений о мире, которая выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.

- связана с развитой этикой, предопределяет способность к проникновению во внутренний мир других людей, способность к сочувствию и тонкой дипломатии.

- не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

- соответствует интуиции, предрасполагающей к отвлеченному, абстрактно-образному мышлению, сопоставлениям и догадкам, не идущим от опыта - как своего, так и чужого. Поэтому большинство новых открытий - следствие интуитивных озарений людей, обладающих не просто смекалкой, предчувствием и живым воображением, а фантазией, отрывающей их от реальности, за пределами которой они находят ответы на загадки науки или природы.

Что является мотивацией исследовательского поведения.

-любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Сюда же относится познавательная активность – направленная на познание ради самого познания. Функция исследовательского поведения – поиск, экспериментирование и обработка полученной информации.

- память, восприятие, ощущения, внимание, воображение, способности, мышление, характер, темперамент, эмоции.

· - потребность, цели, мотивы, намерения, устремления

· - интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний;

· -интересы к методам научного познания;

· -интерес к способам саморегуляции учебной работы;

· -интерес к рациональной организации своего учебного труда.

«Дивергентное мышление» (от латинского – «divergentis») – «расходящийся в разные стороны». Это:

-система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам

- метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы..

-характеризуется наличием в речи больного некоординируемых, в норме не сочетающихся между собой понятий.

-  мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него действий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по строгим логическим правилам.

«Конвергентное мышление» (от лат. Convergntis – сходящийся). Это:

-форма мышления. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

- представляет собой форму мышления, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями.

- это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося.

- формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли.

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.